Колесо. Расчет на прочность и сопротивление усталости

Колесо. Расчет на прочность и сопротивление усталости

Задача расчета

Целью расчета является определение коэффициента запаса статической прочности и коэффициента запаса сопротивления усталости для деталей ко-лесной пары от действия эксплуатационных и технологических нагрузок.

Расчет производится в соответствии с [1] и [2].

Исходные данные

Исходные данные для расчета приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Исходные данные для расчета эксплуатационных нагрузок, действующих на колесную пару

Обозначение Величина Ед. изм. Наименование
mбр 94000 кг Масса вагона брутто
n 4   Количество осей у вагона
hk 2 м Высота центра тяжести полностью загруженного ваго-на (за вычетом веса колесных пар) от уровня осей ко-лесных пар
V 22,4 м/с Расчетная скорость вагона, согласно [1]
λ 0,9 - Коэффициент использования грузоподъемности вагона для грузовых и изотермических вагонов, согласно [1]
mp 207,25 кг Расчетная масса половины боковой рамы тележки
mкп 1178 кг Расчетная масса колесной пары без букс
mб 105,5 кг Расчетная масса буксы и жестко связанных с ней не-обрессоренных частей
mш 45,56 кг Расчетная масса консольной части оси до круга ката-ния
2l 358,31 м Расстояние между линиями приложения вертикальной силы к шейкам оси
2S 901,75 м Расстояние между кругами катания колес
l1 2,036 м Расстояние от линии приложения вертикальной нагрузки к шейке оси до точки контакта колеса с рель-сом
dk 1,58 м Диаметр колеса
dш 0,076 м Диаметр шейки оси
dп 0,95 м Диаметр подступичной части оси
dср 0,13 м Диаметр средней части оси
μ 0,194   Коэффициент трения колеса о рельс
γц 0,172   Допустимое непогашенное центробежное ускорение в кривой равное 0,07g
g 0.25 м/с2 Ускорение свободного падения
fст 0,6867 м Статический прогиб рессорного подвешивания тележ-ки
rk 9,81 м Радиус катания
rш 0,0485 м Радиус шейки колеса

Расчет нагрузок

Расчет нагрузок, действующих на колесную пару представлен в таблице 3.1.

Таблица 3.1 – Расчет нагрузок действующих на колесную пару

Обозначение Расчетная формула № формулы Значение Ед. изм. Наименование
Рст koleso-table1-formula1.png (1) 104439,54 Н Вертикальная статическая нагрузка, приложенная к шейке оси
Кдв koleso-table1-formula2.png (2) 0,307   Коэффициент вертикальной динамики
Рд koleso-table1-formula3.png (3) 32074,78 Н Вертикальная динамическая нагрузка от вертикальных колебаний кузова на рессо-рах
Ркп koleso-table1-formula4.png (4) 14363,00 Н Динамическая нагрузка от центробежной силы в кривых
Р1 koleso-table1-formula5.png (5) 150877,32 Н Расчетная суммарная верти-кальная нагрузка на левую шейку оси
Р2 koleso-table1-formula6.png (6) 90076,53 Н То же на правую шейку
γв1 koleso-table1-formula7.png (7) 163,57 м/с2 Ускорение левого буксового узла
γв2 koleso-table1-formula8.png (8) 7,51 м/с2 Ускорение правого буксово-го узла
РН1 koleso-table1-formula9.png  (9) 58610,34 Н Вертикальная инерционная нагрузка на левую шейку оси
РН2 koleso-table1-formula10.png (10) 2689,85 Н То же на правую шейку оси
Кг koleso-table1-formula11.png (11) 0,127   Коэффициент горизонталь-ной динамики
Н koleso-table1-formula12.png  (12) 29360,94 Н Рамная сила
Ra koleso-table1-formula13.png (13) 248284,11 Н Вертикальная реакция рель-са на левое колесо от сум-марной расчетной нагрузки
Rв koleso-table1-formula14.png (14) 81695,42 Н Вертикальная реакция рель-са на правое колесо от сум-марной расчетной нагрузки
Н2 koleso-table1-formula15.png  (15) 20423,86 Н Поперечная составляющая силы трения колеса о рельс
Н1 koleso-table1-formula16.png (16) 49784,79 Н Боковая сила
РНср koleso-table1-formula17.png (17) 30650,09 Н Средняя вертикальная инер-ционная нагрузка


Схема сил, действующих на колесную пару в эксплуатации представлена на рисунке 3.1.

koleso-raschet-na-prochnost-i-soprotivlenie-ustalosti-1.png

Рисунок 3.1 – Схема сил, действующих на колесную пару в эксплуатации

Условия расчета

Расчет был выполнен с использованием специализированного программного вычислительного комплекса, реализующего метод конечных элементов (МКЭ).

Подготовка данных о топологии конечно-элементной расчетной схемы, вычисление напряжений в элементах, распределение нагрузок в элементе, а также рисование расчетных схем производились с использованием специального прикладного программного комплекса.

Для описания расчетного элемента были использованы
объемные десятиузловые конечные элементы, представленные на рисунке 4.1.

koleso-raschet-na-prochnost-i-soprotivlenie-ustalosti-2.png

Рисунок 4.1 – Пространственные объемные десятиузловые конечные элементы

В качестве глобальной системы координат при составлении расчетной схемы была выбрана правая Декартова система.

Твердотельная модель с сеткой конечных элементов приведена на рисунке 4.2. 

koleso-raschet-na-prochnost-i-soprotivlenie-ustalosti-3.png

а

koleso-raschet-na-prochnost-i-soprotivlenie-ustalosti-4.png

б

а – твердотельная модель детали; б – конечно-элементная сетка детали

Рисунок 4.2 – Твердотельная модель с сеткой конечных элементов

Расчетные эквивалентные напряжения для объемно-напряженного состояния определяются по формуле

koleso-raschet-na-prochnost-i-soprotivlenie-ustalosti-5.png 

(4.1)

Расчет прочности

Схема приложения нагрузки на колесную пару представлена на рисунке 5.1.

koleso-raschet-na-prochnost-i-soprotivlenie-ustalosti-6.png

Рисунок 5.1 – Схема приложения нагрузки

Схема ограничений приведена на рисунке 5.2.

koleso-raschet-na-prochnost-i-soprotivlenie-ustalosti-7.png

Рисунок 5.2 – Схема ограничений

Действие сил уравновешивается шарнирным закреплением колесной пары по площадкам контакта колес с рельсами.

При движении колесной пары по кривому участку пути в элементах ее конструкции возникают ускорения, наибольшим из которых является ускорение левого буксового узла. Как наихудший вариант, в расчете к конструкции колесной пары прикладывается максимальное ускорение левого буксового узла, равное γв1 = 163,57 м/с2.

Результаты расчета

Оценка прочности колеса колесной пары в соответствии с [1] производится по расчетной зоне диска у переходных галтелей обода колеса (рисунок 6.1, зона А и зона Б).

koleso-raschet-na-prochnost-i-soprotivlenie-ustalosti-8.png

Рисунок 6.1 – Схема расположения зон оценки напряжений колеса

В результате расчета получены распределения напряжений, статических перемещений, а также результаты относительной деформации в расчетной детали.

Результаты представлены на рисунке 6.2.

koleso-raschet-na-prochnost-i-soprotivlenie-ustalosti-9.png

Рисунок 6.2 – Эпюра распределения эквивалентных напряжений
в сечении для в зон А и Б при заданном пределе текучести σт = 392 МПа

koleso-raschet-na-prochnost-i-soprotivlenie-ustalosti-10.png

Рисунок 6.2 – Эпюра распределения эквивалентных напряжений в сечении для в зон А и Б МПа при заданном пределе выносливости
koleso-raschet-na-prochnost-i-soprotivlenie-ustalosti-11.png= 110 МПа

Оценка максимальных и допустимых значений

7.1 Определение коэффициента запаса статической прочности

Коэффициент запаса статической прочности по отношению к пределу текучести согласно [2] определяется по формуле

koleso-raschet-na-prochnost-i-soprotivlenie-ustalosti-12.png

(7.1)

где σт – предел текучести материала, МПа;

σэ – эквивалентные напряжения в расчетном сечении, МПа;

[n] – коэффициент запаса статической прочности согласно [2] должен быть не менее 1,2.

Пределы текучести для материала диска колеса принят в соответствии с [6] и равен σт = 392 МПа.

Результаты расчета коэффициента запаса статической прочности колеса представлены в таблице 7.1.

Таблица 7.1 – Результаты расчета коэффициента запаса статической прочности колеса.

Элемент колесной пары

Зона

Эквивалентные напряжения, σэ, МПа

Предел текучести материала, σт, МПа

Коэффициент запаса статической прочности

Допускаемый коэффициент запаса статической прочности

Колесо А 46,6 392 8,41 1,2
Б 34,9 11,23

7.2 Определение коэффициента запаса сопротивления усталости

В соответствии с [2, п. 4.3.11] для колесных пар грузовых вагонов (указанных в [2, приложение А]) коэффициент запаса сопротивления усталости колеса должен быть:

– не менее 1,3 - при наличии результатов расчетов на прочность с учетом ранее проведенных стендовых испытаний на усталость колес и результатов полигонных испытаний;

– не менее 1,5 - при наличии результатов расчетов на прочность с учетом ранее проведенных стендовых испытаний колес на усталость;

– не менее 1,7 - при наличии результатов предварительных расчетов на прочность (при отсутствии полигонных и стендовых испытаний колес на усталость).

Установленные коэффициенты запаса сопротивления усталости должны выполняться при следующих пределах выносливости материала колеса в составе колесной пары с учетом действия технологических и эксплуатационных нагрузок должен быть не менее 110 МПа – (без обточки диска).

В соответствии с [2, приложение Г, п. Г. 1.3] оценка прочности колеса колесной пары производилась с помощью коэффициентов запаса сопротивления усталости по условию

ni ≥ [ni]

(7.2)

где коэффициент запаса сопротивления усталости ni должен определяться как отношение максимальных эксплуатационных напряжений, действующих в расчетных сечениях колеса koleso-raschet-na-prochnost-i-soprotivlenie-ustalosti-13.png к его пределу выносливости koleso-raschet-na-prochnost-i-soprotivlenie-ustalosti-14.png.

Результаты расчета коэффициента запаса сопротивления усталости колеса представлены в таблице 7.2.

Таблица 7.2 – Результаты расчета коэффициента запаса статической прочности колеса 

Элемент колесной пары

Зона

Максимальные эксплуатационные напряжения, koleso-raschet-na-prochnost-i-soprotivlenie-ustalosti-13.png, МПа

Предел выносливости материала, koleso-raschet-na-prochnost-i-soprotivlenie-ustalosti-14.png, МПа

Коэффициент запаса сопротивления усталости

Допускаемый коэффициент запаса сопротивления усталости

Колесо А 46,6 110 2,36 1,7
Б 34,9 3,15

Заключение

Проведенный комплекс расчетов напряженно-деформированного состояния детали «Колесо» позволил сделать выводы что:

  • напряжения в расчетном элементе не превышают допускаемых значений, установленных требованиями [2] и [6];

  • коэффициенты запаса статической прочности не превышают допускаемых значений, установленных требованиями [2] и [6];

  • коэффициенты запаса сопротивления усталости не превышают допускаемых значений, установленных требованиями [2];

Таким образом, требования по запасу прочности и сопротивлению усталости обеспечиваются в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.

Список использованных источников

1 Нормы для расчета и проектирования вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных) – Москва: ГосНИИВ – ВНИИЖТ, 1996. Изменения и дополнения №1, 2000, Изменения и дополнения №2, 2002.

2 ГОСТ 4835-2013 Колесные пары железнодорожных вагонов. Технические условия

3 Обобщение передового опыта тяжеловесного движения: вопросы взаимодействия колеса и рельса. Пер. с англ. У. Дж. Харрис, С. М. Захаров. – М.: Интекст, 2002. – 408 с.

4 Расчет вагонов на прочность под ред. Вершинского. – Москва: ТРАНС-ЖЕЛДОРИЗДАТ, 1960.

5 ГОСТ 31334-2007 Оси для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

6 Исследования колесных пар и их элементов с целью повышения прочности и надежности. Отчет НИР, №197-Т-76, - М:, ЦНИИ МПС, 1976.